Река Смородина и Калинов мостРека Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой м

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Река Смородина и Калинов мостРека Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой м

Река Смородина и Калинов мостРека Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой м

Река Смородина и Калинов мостРека Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой м

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.
Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.
Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.
Стикс, Харон
Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.
Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.
Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".
В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.
Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.
Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.
Река "Сестра"
Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

© Денис Блинцов

Слово о полку ИгоревеНе лепо ли ны бяшет, братие , начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игор

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Слово о полку ИгоревеНе лепо ли ны бяшет, братие , начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игор

Слово о полку Игореве

Не лепо ли ны бяшет, братие , начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяшо песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо, рече, първых времен усобице. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей: который дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми, красному Романови Cвятъславличю. Боян же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, н своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху.
Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до нынешняго Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую.
О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа плъкы, ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в трону Трояню чрес поля на горы. Пети было песнь Игореви, того внуку: "Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому". Чили въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче: "Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве. Трубы трубять в Новеграде, стоять стязи в Путивле".
Игорь ждет мила брата Всеволода. И рече ему буй тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорю, оба есве Святъславличя! Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска напереди. А мои ти куряни сведоми къмети: под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени; пути им ведоми, яругы им знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачють, акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе".
Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыти. И рече Игорь к дружине своей: "Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на свои бръзыя комони, да позрим синего Дону". Спала князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. "Хощу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго с вами, русици; хощу главу свою приложити, а любо испити шедомомь Дону".
Тогда въступи Игорь князь в злат стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста: збися Див, кличт връху древа: велит послушати земли незнаеме - Влъзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тьмутораканьскый блъван! А половци неготовами дорогами побегоша к Дону великому; крычат телегы полунощы, рци - лебеди роспужени. Игорь к Дону вои ведет. Уже бо беды его пасет птиць по дубию; влъци грозу въсрожат по яругам; орли клектом на кости звери зовуть; лисици брешут на чръленыя щиты. О Руская земле, уже за шеломянем еси!
Длъго ночь мрькнет Заря-свет запала. Мъгла поля покрыла. Щекоть славий успе; говор галичь убудися. Русичи великая поля чьрлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы.
С зарания в пятък потопташа поганыя плъкы половецкыя и, рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы половецкыя, а с ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. Орьтъмами и япончицами и кожухы начашя мости мостити по болотом и грязивым местом, и всякыми узорочьи половецкыми Чрьлен стяг, бела хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружие - храброму Святъславличю! Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо. Далече залетело! не было оно обиде порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, чръный ворон, поганый половчине! Гзак бежит серым влъком Кончак ему след править к Дону великому.
Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца, а в них трепещуть синии млънии. Быти грому великому! Итти дождю стрелами с Дону великаго! Ту ся копием приламати, ту ся саблям потручяти о шеломы половецкыя, на реце на Каяле, у Дону великаго. О Руская земле, уже за шеломянем еси!
Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы. Земля тутнеть, рекы мутно текуть; пороси поля прикрывают стязи глаголют. Половци идуть от Дона, и от моря и от всех стран рускыя плъкы оступиша. Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша чрълеными щиты.
Яр туре Всеволоде! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрелами, гремлеши о шоломы мечи харалужными. Камо, тур, поскочяше, своим златым шеломом посвечивая, тамо лежать поганыя головы половецкыя; поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя от тебе, яр туре Всеволоде. Кая рана дорога, братие, забыв чти и живота и града Чрънигова, отня злата стола и своя милыя хоти, красныя Глебовны, свычая и обычая!
Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по землн сеяше. Ступает в злат стремень в граде Тьмуторокане; той же звон слыша давный великый Ярославль сын Всеволод, а Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове. Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя. С тоя же Каялы Святоплъкь полелея отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святей Софии к Киеву.
Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами; погибашеть жизнь Даждьбожа внука; в княжих крамолах веци человекомь скратишась. Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, н часто врани граяхуть, трупиа себе деляче; а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедие. То было в ты рати и в ты плъкы, а сицеи рати не слышано.
С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поле незнаеме, среди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна; тугою взыдоша по Руской земли.
Что ми шумить, что ми звенить далече рано пред зорями? Игорь плъкы заворочает: жаль бо ему мила брата Всеволода. Бишася день, бишася другый; третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы. Ту кроваваго вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи; сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось.
Уже бо, братие, не веселая година въстала; уже пустыни силу прикрыла! Въстала обида в силах Дажьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море; у Дону плещучи, упуди жирня времена. Усобица князем на поганыя погыбе; рекоста бо брат брату: "се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" млъвити, а сами на себе крамолу ковати; а погании с всех стран прихождаху с победами на землю Рускую. О, далече зайде сокол птиць бья, к морю! А Игорева храбраго плъку не кресити. За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу людем мычючи в пламяне розе. Жены руския въсплакашась, аркучи: "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати". А въстона бо, братие, Киев тугою, а Чернигов напастьми. Тоска разлияся по Руской земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху, а погании сами победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по беле от двора.
Тии бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволод, уже лжу убудиста, которую то бяше успил отец их Святъславь грозный, великый киевскый: грозою бяшеть притрепалъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потокы и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли. Ту немци и венедици, ту греци и морава поют славу Святъславлю, кають князя Игоря, иже погрузи жир во дне Каялы, рекы половецкыя: рускаго злата насыпаша. Ту Игорь князь выседе из седла злата а в седло кощииево. Уныша бо градом забралы, а веселие пониче.
А Святъславь мутен сон виде в Киеве на горах. "Си ночь с вечера одевахуть мя, - рече, - чръною паполомою на кровати тисове, чръпахуть ми синее вино с трудом смешено; сыпахуть ми тъщими тулы поганых тлъковин великый женчюг на лоно и неговахуть мя. Уже дьскы без кнеса в моем тереме златовръсем. Всю нощь с вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони, беша дебрьски сани и несоша е к синему морю".
И ркоша бояре князю: "Уже, княже, туга умь полонила: се бо два сокола слетеста с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону. Уже соколома крильца припешали поганых саблями, а самаю опуташа в путины железны. Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стльпа погасоста и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста, и в море погрузиста, и великое буйство подаста хинови. На реце на Каяле тьма свет покрыла; по Руской земли прострошася половци, акы пардуже гнездо. Уже снесеся хула, на хвалу. Уже тресну нужда на волю, уже връжеся Дивь на землю. Се бо готьския красныя девы въспша на брезе синему морю, звоня рускым златом; поют время Бусово, лелеють месть Шароканю. А мы уже, дружина, жадни веселия".
Тогда великий Святъслав изрони злато слово, с слезами смешено, и рече: "О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати; н нечестно одолесте, нечестно бо кровь поганую пролиясте. Ваю храбрая сердца в жестоцемь харалузе скована, а в буести закалена. Се ли створисте моей сребреней седине! А уже не вижду власти сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговьскими былями, с могуты, с татраны, и с шельбиры, и с топчакы и с ревугы, и с ольберы: тии бо бес щитовь с засапожникы кликом плъкы побеждают звонячи в прадеднюю славу. Н рекосте: "Мужаиме ся сами: преднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!" А чи диво ся, братие, стару помолодити? Коли сокол в мытех бывает, высоко птиц възбивает; не даст гнезда своего в обиду. Н се зло: княжне ми непособие. На ниче ся годины обратиша".
Се у Рим кричат под саблями половецкыми, а Володимир под ранами. Туга и тоска сыну Глебову!
Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти! Аже бы ты был то была бы чага по ногате а кощей, по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны Глебовы.
Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме? Вступита, господина, в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!
Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными плъки, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям тукут; отворяеши Киеву врата; стреляеши с отня злата стола салтани за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганаго кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!
А ты, буй Романе и Мстлславе! Храбрая мысль носить ваш ум на дело! Высоко плаваеши на дело в буести, яко сокол на ветрех ширяяся, хотя птицю в буйстве одолети. Суть бо у ваю железныи папорзи под шеломы латинскими. Теми тресну земля и многи страны: хинова, литва, ятвязи, деремела и половци сулици свои повръгоша, а главы своя подклониша под тыи мечи харалужныи. Н уже, княже, Игорю утрпе солнцю свет, а древо не бологом листвие срони! По Рси и по Сули гради поделиша; а Игорева храбраго плъку не кресити. Дон ти, княже, кличет и зоветь князи на победу. Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань.
Инъгварь и Всеволод и вси три Мстиславичи, не худа гнезда шестокрилци! Не победными хребии собе власти расхытисте. Кое ваши златые шеломы и сулицы ляцкии и щиты? Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святславлича!
Уже бо Сула не течет сребреными струями к граду Переяславлю, и Двина болотом течет оным грозным полочаном под кликом поганых. Един же Изяслав, сын Васильков, позвони своими острыми мечи о шеломы литовския, притрепа славу деду своему Всеславу, а сам под чрълеными щиты на кровае траве притрепан литовскыми мечи, и с хотию на кров, а тъи рек: "дружину твою, княже, птиц крылы приоде, а звери кровь полизаша". Не бысть ту брата Брячяслава, ни другаго Всеслава: един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие. Унылы голоси, пониче веселие, трубы трубят городеньскии. Ярославе и вси внуци Всеславли! Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени; уже бо выскочисте из дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю; которою бо беше насилие от земли Половецкыи!
На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу. Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола киевскаго; скочи от них лютым зверем в плъночи из Белаграда, объсися сине мьгле; утре же вознзи стрикусы, оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи влъком до Немиги с Дудуток. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела. Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни, посеяни костьми руских сынов. Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь влъком рыскаше: из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хръсови влъком путь прерыскаше. Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша. Аще и веща душа в дръзе теле, н часто беды страдаше. Тому вещей Боян и првое припевку, смысленый рече: "Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда божиа не минути".
О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и првых князей! Того стараго Владимира нельзе бе пригвоздити к горам киевским: сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзии Давидовы; н розно ся им хоботы пашут, копиа поют.
На Дунаи Ярославнын гласся слышить; зегзицею незнаема рано кычеть. "Полечю, - рече, - зегзицею по Дунаеви, омочю бебрян рукав в Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемь его теле!" Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи, "О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, ле леючи корабли на сине море? Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?" Ярославна рано плачет Путивлю городу на забороле, аркучи: "О Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозе землю Половецкую; ты лелеяль еси на себе Святославли насады до плку Кобякова; възлелей, господине, мою ладу к мне, а бых не слала к нему слез на море рано". Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: "Светлое и тресветлое слнце! Всем тепло и красно еси. Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои, в поле безводне жаждею им лучи съпряже, тугою им тули затче?"
Прысну море полунощи; идуть сморци мьглами. Игореви князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Рускую к отню злату столу. Погасоша вечеру зари. Игорь спит. Игорь бдит. Игорь мыслию поля мерит от великаго Дону до малаго Донца. Комонь в полуночи Овлур свисну за рекою; велить князю разумети. Князю Игорю не быть! Кликну; стукну земля, вшуме трава, вежи ся половецкии подвизашася. А Игорь князь поскочи горнастаем к тростию и белым гоголем на воду. Ввржеся на брз комонь и скочи с него бусым влком, и потече к лугу Донца, и полете соколом под мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку, и обеду, и ужине. Коли Игорь соколом полете, тогда Влур влком потече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня.
Донец рече: "Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Руской земли веселиа!" Игорь рече: "О Донче! Не мало ти величия, лелеявшу князя на влънах, стлавшу ему зелену траву на своих сребреных брезех, одевавшу его теплыми мглами под сению зелену древу; стрежаше его гоголем, на воде, чайцами на струях, чрнядьми на ветрех. Не тако ли, рече, река Стугна; худу струю имея, пожрши чужи ручьи и стругы рострепа к усту, уношу князю Ростиславу затвори Днепрь темне березе. Плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславе. Уныша цветы жалобою и древо с тугою к земли преклонилося.
А не сорокы встроскоташа: на

Аудиозапись: Слово о полку Игореве - Читает В. М. Соломин (часть 1) (18:05)

Аудиозапись: Слово о полку Игореве - Читает В. М. Соломин (часть 2) (21:54)

"Новолетие" -когда начало отсчёта нового лета(года)?Наверное один из самых спорных моментов в современном родноверии.П

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

"Новолетие" -когда начало отсчёта нового лета(года)?Наверное один из самых спорных моментов в современном родноверии.П

"Новолетие" -когда начало отсчёта нового лета(года)?

Наверное один из самых спорных моментов в современном родноверии.
Постараемся на него ответить.Начать стоит,наверное с того,что дат "начал" много,для каждого народа точка отсчёта года является пожалуй самой важной в году и любой народ отмечает эту точку наиболее массово и празднично,чем какой бы то ни было иной праздник.

Новолетие- Новое Лето,т.е. точка ,с которой начинается годовой календарь.праздник.

-22 Декабря.

Это день "Зимнего Солнцестояния",т.е. 21 дек минимальный световой день,а 22 декабря начинается увеличение светового дня. Т.е. это "Нарождение юного Солнца-Коляды".Вполне логично,что многие ведут отсчёт с этой даты,ведь это победа света над тьмою.В этот день проводится праздник "Корочун",название которого и означает в принципе "самый короткий",в эту пору из под горы поднимают(закатывают) горящее колесо,как символ восходящего(побеждающее тьму) солнца.

-1 Января.

Было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое — назад.Неправда ли напоминает о Коляде,который символизирует уход тьмы и приход света?

-22 Марта.

День " Весеннего равноденствия",время ,когда начинается сокодвижение в стволах деревьев,время ,когда начинает просыпаться вся природа, Ярило(юный бог Весеннего солнца) одолевает Марену(богиню Зимы).В этот день проводят праздник "Комоедица"(Вторая Закличка Весны,всего их 3) на котором и сжигают чучело Марены,радуясь приходу весны и уходу зимы,хотя битва весны и зимы будут ещё некоторое время продолжаться,но с этой поры Марена отступает.

Чем не точка отсчёта,ежли природа проснулась,а значит начала новый круг годовой.

-22 Июня.

День "Летнего солнцестояния",21 июня- день,когда световой день имеет максимальную продолжительность,а 22 июня световой день(солнышко) начинает убывать,солнце провожают(обряд похорон солнышка есть) и отдают ему всевозможные почести,в благодарность за то,что оно им ярко и жарко светит, летние дни на этом не заканчиваются,но ночь приходит на землю теперь с каждым днём всё раньше и раньше.

В эту пору проводится праздник "Купало",на котором люди огнём и водою очищаются и славят солнце и огонь, так же это пора летних свадеб,а значит и начинания новых родОв славянских,чем не точка отсчёта?

-1 Сент .

Это пора сбора урожая,а значит и подвода годовых итогов,от этого времени очень сильно зависит жизнь народа в целом,в зависимости от урожая,было понимание будет или не будет голод.

До реформы календаря Новый год в России отмечался 1 сентября , по которой счет производился «от сотворения мира», т.е. от 1 сентября 5509 года до н.э.Это Византийская система летоисчисления.

Так что пожалуй все даты очень важны для нашей жизни и все будут понемногу правы,если выберут одну из них для себя.Лично мне более близка дата дня "Весеннего Равноденствия" 22 марта.

Всех вам благ,друзья!

Всему своё время,всему своя мера!
Быть Добру!

"Ложка"В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь.Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими.С лож

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

"Ложка"В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь.Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими.С лож

"Ложка"

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь.Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими.С ложкой связано много поверий.

Особое место отводилось ложке хозяина.Например мужской ложкой нельзя мешать пищу,чтобы муж не поссорился с женой.Особой силой наделялась ложка после смерти хозяина,считали такие ложки способными избавлять от нарывов.

Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии.На вечеринках девушка,которая задумала приворожить парня,кормила его из своей ложки.Потом она это ложку прижигала и никому уже её не давала.

Ложку не разрешалось оставлять на столе или на бортике миски.Это значило открыть доступных для разрушительных человеку сил.перед едой ложку клали выемкой кверху,после еды её переворачивали.

Особое значение ложка получала во время ритуальных трапез.Все запреты,которым следовали в будни,снимались.Если это были поминальные трапезы,то ложки держали перевёрнутыми.Это связывалось с представлением о "перевёрнутости" мира мёртвых по отношению к миру живых.

В некоторых местах было принято после поминального ужина складывать ложки вокруг миски,и , если утром одна из них,оказывалась перевёрнутой,считалось,что ночью приходил предок.По народным представлениям,умершие предки приходят отведать угощений на ужин после его завершения.

Ложки это предмет индивидуальный и для ложки зачастую делались отдельные мешочки,которые могли висеть на поясе и всегда быть при хозяине.

Сказки А. С. Пушкина. Сборник мультфильмов. (01:48:18)Для ваш

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Сказки А. С. Пушкина. Сборник мультфильмов. (01:48:18)Для ваш
Сказки А. С. Пушкина. Сборник мультфильмов. (01:48:18)

Для ваших малышей. Сказки Александра Сергеевича Пушкина в мультфильмах.

Русские резные деревянные наличники. Что приходит на ум пр

Нравится(+) 0 Не нравится(-)
Русские резные деревянные наличники.

Что приходит на ум при упоминании о них?
На первый взгляд кажется, что набор воспоминаний будет у всех вполне одинаковый. Хотя на проверку выясняется, что каждый вспомнит что-то своё, особенное. У кого-то в памяти остался деревенский дом, обшитый зелёными досками, а у кого-то — высокий серо-седой сибирский сруб затейливо украшенный резным фризом. Кто-то опишет тихую улицу небольшого городка и непримечатедьный деревянный домик «в три окошка», а кто-то — редкие по красоте деревянные дома и густую рельефную резьбу от завалинки до причелин. Кому-то может быть довелось еще самому вешать наличники (может даже самодельные) на окна; а кому-то напротив — снимать…

Для одних — деревянные наличники, это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе… Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как «деревяшки» — даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира.

Даже для них резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры.

Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций. Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и Мезенскую роспись. Но кто знает чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличе ставенных наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы — почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске — нет?

Вопросов на которые современная наука пока не дает ответа — немало. Известно, что наличники получили наиболее широкое распространение в поволжье — в Костромской, Владимирской, Ярославская и Нижегородской областях. Однако там ли зародилась традиция украшать окна резьбой или еще где — доподлинно неизвестно.

Автор: Иван Хафизов

Славянские обереги из дерева, ручная работа, доставка по почте.

Нравится(+) +1 Не нравится(-)


Славянские обереги из дерева, ручная работа, доставка по почте. Обращайтесь к мастеру в личку. https://vk.com/sveput
Славянские обереги из дерева, ручная работа, доставка по почте.


Покров Этно - Я вольная (live) (06:04)

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Покров Этно - Я вольная (live) (06:04)
Покров Этно - Я вольная (live) (06:04)

Гусли. Звуки имеют огромное влияние на человеческую психику и на организм в целом.

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Гусли. Звуки имеют огромное влияние на человеческую психику и на организм в целом.
Жарникова С.В. - Гусли - инструмент гармонизации Вселенной (14:22)

Слушайте народную музыку, чтобы быть здоровыми и развитыми людьми

Музыка представляет собой язык звуков, который неотделим от природы. Звуки имеют огромное влияние на человеческую психику и на организм в целом. Это воздействие может быть как созидающим, так и уничтожающим, поскольку различные стили музыки могут оказывать различное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье человека.
Влияние музыки на человека определено, прежде всего, его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она, по мнению ученых, оказывает положительное влияние на человека. В том случае, если этой гармонии нет, то влияние музыки на человека будет весьма негативным.

Современная популярная музыка не блещет текстами песен, как правило - это набор незамысловатых фраз. Музыкальное сопровождение данных текстов, похоже до безобразия, это как правило, ритмичное повторение барабанов, плюс другие инструменты. А нам, как известно, еще шаманы использовали ритмичное постукивание в свои барабаны (камлание) для того, чтобы войти в транс или ввести других в транс. А когда человек в трансе сознание не контролирует, то что человеку говорят и это все идет сразу в подсознание, минуя критическую оценку сознания. Выходит так, что тексты современных, популярных песен идут, минуя наше сознание сразу в подсознание. Вот этим и объясняется то, что стоит человеку раз услышать подобную «попсовую» песенку и он будет ходить и мычать ее весь день.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В НАРОДНОМ ТАНЦЕ

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В НАРОДНОМ ТАНЦЕ



Сейчас народный танец воспринимается как платочки-сарафанчики, девушки задирающие ноги, мужички в сапогах, отчебучивающие присядку... Только медведя с балалайкой не хватает.

Но это - "сценический народный танец", в котором хореография давно убила всё народное, весь смысл танца, как его понимали наши предки.

А ведь народный танец очень просто и глубоко воспроизводит традиционный уклад. Просто наглядное пособие по теме "как видели мир русские люди". Наглядны в народном танце и традиционные взаимоотношения мужчины и женщины.

Суть народного пляса и танца - проявление души через тело. Такая избитая фраза, а в ней скрывается понимание человека как тела, души и духа. Причём очевидна иерархия этих частей: душа телом правит и через него проявляется, а не наоборот.

Время и ритмы. В старину писали "Веремя".

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Время и ритмы. В старину писали "Веремя".

Время и ритмы.

В старину писали "Веремя". "В" - в древне русском языке означало направление куда либо; "е"-есть, "ре"- повторение, отражение (реанимация - повторное оживление, ремонт - повторный монтаж, реинкарнация - повторное воплощение)', "мя" - мое "Я". Таким образом: "Время" есть (не что иное как) направленное повторяемое отражение (излучение) Нашего "Я" (духа, атмы, искры инглии).

"Наше Я (дух, атма, искра инглии) является высшей энергией Всевышнего Единого Творца и обладает свойствами и частицы и волны, так как является светоносной" (см. свойства света в школьном разделе физики). У "Я" (Духа) нет момента рождения и смерти, оно не возникало, не возникнет и не будет возникать. "Я" - вечное, не рожденное, постоянное и самое изначальное. Оно не уничтожается когда погибает тело.

Поэтому и его направленное повторяемое излучение - называемое "временем", является Вечным. В Славяно-Арийских Ведах об этом понятии говорится так: "Боги, управляющие вселенной, это экспансии Всевышнего Творца, наделенные особыми полномочиями. Их тела состоят из Вечного Времени и Внешней Энергии, им поручено управлять различными сферами деятельности Вселенной..."

КОМОЕДИЦА. День весеннего равноденствия

Нравится(+) +1 Не нравится(-)

КОМОЕДИЦА. День весеннего равноденствия

КОМОЕДИЦА

Каждому знаком праздник Масленицы. Однако истинный смысл праздника во многом утерян, он остался на уровне бытовой привычки. Тем не менее:

? МАСЛЕНИЦА НЕ является древнеславянским праздником и НЕ имеет никаких языческих* корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания великого солнечного праздника встречи весны КОМОЕДИЦА, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны).
* Слово языческий (т.е. «народный») происходит от древнего славянского слова «язык» (языцех), означавшего «народ»
ЧТО же праздновали наши предки?

? КОМОЕДИЦА** – солнечный праздник наших славянских предков всегда остается на своем месте – 21 марта день весеннего равноденствия.
**Ком – у славян одно из названий медведя -«мед ведающий» или бера (отсюда берлога - логово бера). «Первый блин комам» – первый блин якобы отдавали медведю, просыпающемуся от зимней спячки.

? У наших предков, имевших Ведическое мировоззрение, что НЕ являлось религией, главными праздниками были 4 астрономически важных дня:

Об использовании Буквицы как инструмента в современном мире

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Об использовании Буквицы как инструмента в современном мире

Ссылка: Славянский Мир - Народное интернет радио - Об использовании Буквицы как инструмента в современном мире


Народное интернет радио - Славянский мир
для всех славян и коренных народов Руси
радиовещание 24 часа в сутки

Об использовании Буквицы как инструмента в современном мире

Запись эфира на Народном интернет-радио Славянский МИР
6 февраля 2015 года 20:00 мск
Главный соведущий Андрей Ивашко

Разговор не столько об Образности языка наших Предков, сколько о конкретном использовании Буквицы как инструмента в современном мире. Для участия желательно предварительное знакомство с данной темой, чтобы избежать повторов и была возможность двигаться дальше. Буквица будет рассматриваться не в режиме "древнерусской ностальгии" и воздыхания в том, чего нас лишили, а уже как источник Мудрости и Силы для нахождения себя здесь и сейчас. В эфире поговорим о том, какие на данный момент существуют суждения и подходы к изучению Буквицы, на каких аргументах держится критика, какая техника безопасности при работе с Буквицей и как защитить себя от "подводных камней" в движении по этому Пути.

Сущность уРОК РОК

Нравится(+) 0 Не нравится(-)

????ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН И АРИЕВ???? пишет:

Сущность уРОК РОК

Из книги #АЗЪ

Сущность уРОК РОК
Бытие Человека – есть Жизнь во всех Мiрах и Реальностях Вечности, а вовсе не то кратковременное пребывание в явном мiре нашей Реальности, которое ныне ошибочно отождествляется с самой Жизнью.
Переходя из Мiра в Мiр, Человек проходит как бы «обязательный курс обучения», называемый в славяно-арийской ведической традиции «Путем Души» или «Кругом Абсолюта», т.к. процесс самоосознания и постижения Мiроздания в нем закольцован и составляет одно неразделимое целое.
Речь пойдет о Сущности (этимологически понятие «сущность» является аббревиатурой и означает: СУЩествования Нашего ОСТЬ - основа), которая начинает своё восхождение по ступеням «сияющей мудрости» - В?РЫ, а не слепого до - верия кому-либо. Сущность называется в Яви (физическом мире) «Человеком», а имя, как мы знаем, определяет РОКЪ (СУТЬБу) и ПУТЬ осознания Рока-Сутьбы («коль назвался груздём – полезай в кузов», говорит народная мудрость, а если «человеком», продолжим, то будь им, а не «выродком» или «нелюдью»). Поэтому, осознав образ слова «человек», мы поймем и наше предназначение. Для чего МЫ здесь?
А теперь проясним сути древних понятий, чтобы понимать, о чем идет
речь.
УРОКЪ. Толкуется, как нахождение у Рока, нахождение рядом со своим предназначением. Это есть неосознанное, обычное состояние человека, который живёт по условным, воспитанным рефлексам, общественным правилам. Такой человек не оСоЗнаёт свою Душу, а только успевает реагировать на возникающие перед ним обстоятельства. Можно сказать и проще: урокъ есть состояние, когда человека любыми способами подталкивают задуматься, кто он есть такой.
РОКЪ. Это установленная, определённая жизненная система. Образная этимология данного слова Р-О-К-Ъ: творимая форма разграничения объединения Человека с Вселенной. Это состояние человека, перешедшего через определённый рубеж в своей жизни, оСоЗнавшего у самого себя наличие Души и уже воспринимающего Мир вокруг себя с точки зрения: «а как оно моей Душе от того или иного?» Активный поиск себя и своего места в жизни. Уже на этом этапе человек выбирает обстоятельства, с которыми ему предстоит столкнуться, потому что уже не желает останавливаться на достигнутом понимании себя и Мира вокруг.

Документ: АЗЪ.pdf

ЛЮБОВЬ.

Нравится(+) +1 Не нравится(-)

ЛЮБОВЬ.

Из книги #АЗЪ

ЛЮБОВЬ.
Любовь: ЛЮди Богов В?дают; людское (л) прикосновение (ю) к Божественной (б) форме в?дения (ов) сотворенное (ь).
При творении Мiров РАМХОЙ Великим («Воссияние») в Великом Нечто (которое возникло в качестве эквивалента Его Воссиянию, и во всём противоположное), первое, во что преобразовалось Его сияние, была ЛЮБОВЬ. В Нечто, ставшее Тьмой, появилась НЕЛЮБОВЬ (т.е. «любовь не нашего Бытия», не ненависть). ЛЮБОВЬ уже была, когда ещё БОГА РОДА не было, сама по себе была, т.к. она есть Сiла Светла. Она повыше Вышних Богов есмь, но она не одна из них, а просто «среда обитания» Богов Светла, iсточник их Сiлы.
Есть старое слово - образ «НАВИСТЬ», т.е. способность видения всего в Свете Нави, а по- современному: «в тёмных, преувеличенно сгущённых тонах, не соответствующих Истинному состоянию познаваемого Человека; вообще того, чего в Человеке нет в этом Мире». Сама приставка «НЕ» не является отрицанием, она несёт смысл: иное, не наше, инородное. В общем –« Не Наше Есть». Т.о. образом Не - НаВисть: иное видение в Человеке и приписывание Ему того, чего в Человеке нет.
Человек, мгновенно перешедший из состояния Ненависти до Любви к другому человеку, смог узреть в нем Его Истинные Качества, присущие этому человеку. А сам прозревший перестает быть НаВистью и выходит из – под власти сил Нави. И наоборот, т.к. процесс этот обратим – Любящий неожиданно сам перестаёт быть ЯВским в своих чувствах и восприятиях и зрит в объекте своей Любви Иные, не присущие тому чувства, качества, свойства навского характера. Этот человек попал под контроль сил Нави. Так же и НеЛюбовь. Это не отсутствие Любви и не Отрицание Любви, и не антипод Любви. Это Иное, не Наше понятие и видение образа Любви. То, что у Нас есть такой образ Любви, в иных Мирах может оказаться другим, не воспринимаемым нами.
Гнусная словесная придумка последних десятилетий от старцев из Стенфордского университета - «заняться любовью», по всем канонам «войны понятий» призвана опошлить этот Вселенский образ - ЛЮБОВЬ, насильно повязав его в сознании жителей с образом «похоть» (постоянное хотение), что вызывает усиленный приток низкочастотных энергий через активацию трех нижних чакр. Нужно понять, что любое общение всегда происходит на уровне ОБМЕНА ЭНЕРГИЯМИ, и Душе человеческой далеко не безразлично, что это за энергии и что за информация приходит с ними.

УРА! СЛАВА! РОД!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .